Делали пластика нюша

SlideShare Explore You

Все для подготовке к ЕГЭ по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"
Анализ романа. Проблематика романа. Роман многопроблемный. Конкретно-исторические проблемы сочетаются с «вечными». Тургене...основана не на авторитете, а на собственном, глубоко прочувствованном и эмоционально пережитом жизненном опыте. Только выс...Идеологический конфликт в романе. Базаров обвиняет дворян, живущих за чужой счёт, в ничегонеделании («сидят сложа руки»),...Противником Базарова в этом споре является Н.П., хотя в спор и не вступает. За него это делает Тургенев, показывая, как вл...Роман И.С. Тургенева "Отцы и дети" В феврале 1862 года И.С.Тургенев публикует роман «Отцы и дети». Автор попытался показат...просто комичен. Он играет некую роль, которая со стороны просто смешна. Николай Петрович не столь последователен, как его...поступкам, и к своему поведению. Достаточно вспомнить сцену дуэли Базарова с Павлом Петровичем. Он иронизирует тут над Пав...останавливался перед хаосом противоречивых суждений: приветствий врагов и пощечин друзей. В письме к Достоевскому он с ого...обычной жизни, «лишним человеком». Теперь общественно- исторические позиции героев-антагонистов проверяются вечными цен- н...мости, чтобы связать с ним свою судьбу. Насыщенной, непредсказуемой, но крайне трудной жизни с этим необыкновенным человек...всегда аккуратен, опрятен, хорошо одет, у него аристократические манеры. Базаров же не считает нужным соблюдать правила хо...от жизни и очень несчастную женщину. Даже семейное положение у них похоже — тихий и спокойный брак с нелюбимым человеком у...Можно определить позицию автора в романе «Отцы и дети» — любовь не бывает счастливой, если она настоящая, сильная. Такой л...авторские ремарки («возможно», «может быть», «должно быть»). Иначе говоря, автор опять же предоставляет читателю право сам...«Отставной человек» постоял минуты две неподвижно и медленно поплёлся домой. – Третьего дня, я смотрю, он читает, – продол...Павел Петрович опять повертел книгу в руках и исподлобья взглянул на брата. Оба помолчали. <…> – Да, брат; видно, пора гро...B1 роман B2 Кирсановы B3 нигилист B4 песенка спета B5 конфликт B6 диалог B7 Пушкин С1. Николай Петрович и Павел Петрович –...– Базаров, Кирсанов, – проговорилонотрывисто,в подражание Базарову. – Милости просим, – отвечала и, уставив на Базарова св...В6. Как называется изобразительная подробность, с помощью которой автор создаёт художественный образ (крошечный вздёрнутый...Свидригайлов поставилсебя вне морали, у него нет мук совести, и, в отличие от Раскольникова, онне понимает, что его действ...Тест. Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания B1- B7; C1-С2. Павел Петрович вышел, а Базаров посто...ВЗ Установите соответствие между тремя персонажами, фигурирующими (упоминающимися) в данном фрагменте, и присущими им каче...Базарова: образы «кошечки», «леса»)? B1 роман B2 дуэль B3 421 B4 314 B5 внутренниймонолог B6 сравнение B7 аллегория С1. Ка...— Как угодно, — проговорил тот, заколачивая вторую пулю. — Ну, накинемеще два шага. — Базаров провел носком сапога черту п...vastus externus3, задет. Хоть пляши через три недели!.. А обморок! Ох, уж эти мне нервные люди! Вишь, кожа-то какая тонкая...Все для подготовке к ЕГЭ по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"Все для подготовке к ЕГЭ по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"Все для подготовке к ЕГЭ по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"Все для подготовке к ЕГЭ по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"Все для подготовке к ЕГЭ по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"Все для подготовке к ЕГЭ по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"Все для подготовке к ЕГЭ по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"Все для подготовке к ЕГЭ по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"Все для подготовке к ЕГЭ по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"Все для подготовке к ЕГЭ по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"Все для подготовке к ЕГЭ по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"Все для подготовке к ЕГЭ по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"Все для подготовке к ЕГЭ по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"Все для подготовке к ЕГЭ по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"Все для подготовке к ЕГЭ по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"Все для подготовке к ЕГЭ по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"Все для подготовке к ЕГЭ по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"Все для подготовке к ЕГЭ по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"Все для подготовке к ЕГЭ по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"Все для подготовке к ЕГЭ по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"Все для подготовке к ЕГЭ по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"Все для подготовке к ЕГЭ по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"Все для подготовке к ЕГЭ по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"Все для подготовке к ЕГЭ по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"Все для подготовке к ЕГЭ по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"Все для подготовке к ЕГЭ по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"Все для подготовке к ЕГЭ по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"Все для подготовке к ЕГЭ по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"Все для подготовке к ЕГЭ по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"Все для подготовке к ЕГЭ по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"Все для подготовке к ЕГЭ по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"Все для подготовке к ЕГЭ по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"Все для подготовке к ЕГЭ по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"Все для подготовке к ЕГЭ по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"Все для подготовке к ЕГЭ по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"Все для подготовке к ЕГЭ по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"Все для подготовке к ЕГЭ по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"Все для подготовке к ЕГЭ по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"Все для подготовке к ЕГЭ по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"Все для подготовке к ЕГЭ по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"Все для подготовке к ЕГЭ по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"

Upcoming SlideShare

Loading in …5

×

Like this document? Why not share!

  • Email
  •  
0 Comments 0 Likes Statistics Notes
  • Be the first to like this

No Downloads

No notes for slide

  1. 1. Анализ романа. Проблематика романа. Роман многопроблемный. Конкретно-исторические проблемы сочетаются с «вечными». Тургенев показал столкновение двух общественных сил – дворянства и разночинцев-нигилистов, смену общественной идеологии поколений. Он писал: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса». Он обратился к лучшим представителям этого класса и сделал вывод: «Если сливки плохи, что же молоко?» Они лучшие, потому что образованны, стремятся вести хозяйство по науке, способны на большие человеческие чувства. Но они неспособны управлять страной, изменить жизнь, которая нуждается в переменах. Кто же способен изменить жизнь? Может быть, новое поколение нигилистов? Автора интересовал вопрос, что приносит нигилизм обществу и что даёт самим нигилистам, не имеющим позитивной программы. Нигилисты отрицали всё, в том числе и опыт предшествующих поколений. И Тургенев, подвергая героя жизненным испытаниям, даёт ему возможность вернуться к вечным человеческим ценностям. Так конкретно- историческая тема взаимоотношений поколений выливается в вечную проблему взаимоотношений отцов и детей уже в прямом смысле. Проблема “отцов и детей” — проблема вечная. Природа конфликтов в романе: социальный («И если он называется нигилистом…»), психологический, философский (конфликт догмы и жизни). Перед нами вечный аспект проблемы, актуальной во все времена: «сыновья», выбирающие дорогу, не соглашаются с идеалами «родителей», как с устаревшими, а «старики теряют с ними контакт, постепенно переставая понимать, но не переставая горячо любить. Самобытное отношение Тургенева к этой теме проявляется в области проблематики – в области постановки вопросов. Тургенев показывает: какими бы ни были отдельные люди, проблема по своей сути остаётся одной и той же: это горячая любовь к детям, для которых, собственно, старшее поколение и живёт, это неизбежное непонимание и стремление детей доказать свою «взрослость» и превосходство, драматические внутренние коллизии вследствие этого, и всё-таки в конце концов неизбежное духовное единение поколений. Переоценка ценностей жизни молодым поколением должна, по убеждению Тургенева, строиться на основе уважения к опыту предков. В эпоху социальных потрясений такая переоценка происходит более жестко, чем это необходимо. И результаты, как правило, бывают трагичны: слишком многое утрачивается. Какие «вечные» проблемы поднимает Тургенев? Его волнуют вопросы нравственного и идейного самоопределения личности. Человек в поисках истины, поиск личностной истины, то есть такой, которая
  2. 2. основана не на авторитете, а на собственном, глубоко прочувствованном и эмоционально пережитом жизненном опыте. Только выстраданная истина имеет для человека ценность. Поэтому искания героя у Тургенева связаны с душевными драмами, страданием, трагизмом. Достоевский назвал Базарова человеком» беспокойным и тоскующим (признак великого сердца), несмотря на весь его нигилизм». Почему «беспокойство» и «тоска» - признак «великого сердца»? В сцене беседы с Аркадием под стогом сена Базаров размышляет о вечности, о назначении человека, о смысле человеческой жизни: «А я вот думаю: я вот лежу здесь под стогом…Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела до меня нет; и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностью, где меня не было и не будет…А в этом атоме, в этой математической точке кровь обращается, мозг работает, чего –то хочет тоже… Что за безобразие! Что за пустяки!» К каждому из нас в своё время приходит вопрос: зачем я здесь? Поиск героя происходит в столкновении своей «правды» с жизнью и с другими «правдами». И главное у Тургенева не столько столкновение с другими героями, сколько внутренняя работа души и мысли, внутренний конфликт, борьба с собою. «Каждый человек сам себя воспитывать должен»,- убеждён Базаров. Из всего сказанного можно сформулировать проблему, заключённую в заглавии романа: проблема необходимости взаимодействия между поколениями людей с целью сохранения духовных, нравственных непреходящих человеческих ценностей. Композиция системы персонажей и романа в целом. Основной композиционный приём – антитеза. Этим объясняется и наличие двух циклов делали глав (сопоставление героя с самим собою). Система персонажей организована вокруг главного героя, в центре романа – Базаров. Он противопоставлен всем остальным действующим лицам Сопоставлены по сходству две группы персонажей, воплощающих основную проблему романа: Аркадий и Николай Петрович Кирсановы, Базаров и родители.
  3. 3. Идеологический конфликт в романе. Базаров обвиняет дворян, живущих за чужой счёт, в ничегонеделании («сидят сложа руки»), в пустой болтовне. П.П. Кирсанов в аристократах видит основную общественную силу, ценит за чувство собственного достоинства, самоуважения. Истина ускользает от спорящих сторон, так как ими движет не стремление к истине, а взаимная социальная нетерпимость. Нигилисты отрицают современное общественное устройство, то есть самодержавие, религию, готовящуюся реформу («свободу, о которой хлопочет правительство»). Отрицание воспринимается ими как деятельность, а не болтовня. Это революционные взгляды, которых Тургенев не разделял. У нигилистов нет положительной программы переустройства общества («сперва нужно место расчистить»). П.П. стоит за сохранение старых порядков. Ему страшно представить разрушение «всего» в обществе. Он согласен пойти лишь на мелкие изменения при сохранении основ существующего строя, на приспособление к новым условиям, как это делает его брат. Они не реакционеры, они либералы. «Мой дед землю пахал»,- с гордостью говорит Базаров. Положение народа вызывает гнев у него. Он видит необразованность и суеверие народа, эти недостатки он презирает. Находит общий язык с народом («свой человек, не барин»). Сам близок к народу происхождением, речью, манерами, привычкой к труду. О П.П.: «Вы и говорить-то с ним не умеете». Для его речи характерны простота, меткость и точность выражений, обилие народных пословиц, поговорок. Павел Петрович : «Он свято чтит предания, он патриархальный, он не может жить без веры». Он умиляется отсталостью народа и в этом видит залог спасения общества. Не умеет разговаривать с крестьянами, и сам признаёт это. Дворовые люди боятся его. В речи использует много иностранных слов, искажает слова (« эфто»). Базаров видит в природе источник и поле человеческой деятельности. У него хозяйский взгляд на природу, но он тоже односторонен. Отрицая роль природы как вечного источника красоты, воздействующего на человека, он обедняет человеческую жизнь. Авторская позиция выражена в пейзажных зарисовках, особенно ярко – в 11 главе. Все приметы вечера утверждают существование вечной красоты. Базаров труженик науки, практик («лягушек режет»), признаёт науку, основанную на опыте. Базаров отрицает и старое, и новое искусство: «Рафаэль гроша медного не стоит, да и они не лучше его», « Порядочный химик в 20 раз лучше всякого поэта».
  4. 4. Противником Базарова в этом споре является Н.П., хотя в спор и не вступает. За него это делает Тургенев, показывая, как влияют на Н.П. стихи Пушкина, весенняя природа, сладостная мелодия игры на виолончели. Идеологическая позиция Базарова определена в первых десяти главах романа. Выдержит ли его теория испытание жизнью? Поворот в ходе романа начинается с 13 главы. Если до этого момента главным был конфликт внешний (противопоставление Базарова и П.П.Кирсанова), то после встречи с Одинцовой конфликт назревает в душе героя. Базаров и его мнимые единомышленники. Вспомогательные персонажи — второстепенные — имеют собственный характер, но им уделяется меньше авторского внимания; в ряде случаев их функция — помогать раскрытию образов главных героев, оттенять те или иные их черты. Главные и второстепенные персонажи могут быть несовпадающими двойниками, близнецами-антиподами. Такая композиция системы персонажей позволяет раскрыть идею главного героя со всех сторон, подчеркнуть положительные и отрицательные его стороны. «Ученики» Базарова становятся косвенным средством разоблачения нигилизма, худших его сторон. Основа нигилизма — отрицание, отсутствие положительной программы действий, приверженность материалистическим взглядам, прикладным наукам, подчинение жизни теории и в связи с этим отказ от сиюминутных удовольствий, от личной жизни во имя идеи, «самоломанность», убежденность в правильности выбранного пути. Как понимаются эти принципы Ситниковым и Кукшиной, как применяются в практике повседневной жизни? Через портретные детали, манеру поведения, описание «кабинета» Кукшиной Тургенев показывает, что весь ее нигилизм — всего лишь маска, подражательство, связанное с нарушением общепринятых норм поведения, морали, нравственности.
  5. 5. Роман И.С. Тургенева "Отцы и дети" В феврале 1862 года И.С.Тургенев публикует роман «Отцы и дети». Автор попытался показать русскому обществу трагический характер нараставших конфликтов. Читателю открываются хозяйственные неурядицы, обнищание народа, разложение традиционного быта, разрушение вековых связей крестьянина с землей. Бестолковость и бес- помощность всех сословий угрожает перерасти в разброд и хаос. На этом фоне развертывается спор о пугях спасения России, который ведут герои, представляющие две основные части русской интеллигенции. Русская литература всегда проверяла устойчивость и прочность общества семьей и семейными отношениями. Начиная роман с изображения семейного конфликта между отцом и сыном Кирсановыми, Тургенев идет дальше, к столкновению общественного, политического характера. Взаимоотношения героев, главные конфликтные ситуации раскрываются преимущественно под идейным углом зрения. Это нашло свое отражение в особенностях построения романа, в котором такую большую роль играют споры героев, их мучительные размышления, страстные речи и излияния. Но автор не превращал своих героев в выразителей собственных идей. Художественное достижение Тургенева — его умение органически связать движение даже самых отвлеченных идей своих героев и их жизненные позиции. Для писателя одним из решающих критериев в определении личности было то, как эта личность относится к современности, к окружающей ее жизни, к текущим событиям дня. Если присмотреться к «отцам» — к Павлу Петровичу и Николаю Петровичу Кирсановым, то первое, что бросается в глаза, — это то, что они, в сущности не очень старые люди, не понимают и не приемлют того, что происходит вокруг них. Павлу Петровичу кажется, что принципы, которые он усвоил в молодости, выгодно отличают его от людей, прислушивающихся к современности. Но Тургенев на каждом шагу, без особого нажима, совершенно недвусмысленно показывает, что в этом своем упрямом стремлении показать свое презрение к современности Павел Петрович
  6. 6. просто комичен. Он играет некую роль, которая со стороны просто смешна. Николай Петрович не столь последователен, как его старший брат. Он даже говорит о том, что молодежь ему нравится. Но на самом деле, оказывается, понимает в современности только то, что угрожает его покою. Лес он продал на сруб только потому, что через несколько месяцев он должен был отойти к мужикам. Тургенев считал, что крупная личность всегда стоит к своему времени в естественных отношениях. Таков Базаров. Люди мелкие, несамостоятельные живут в вечном подсознательном ощущении разлада с временем. Павел Петрович принимает этот разлад как неправоту времени, то есть отрицает ход времени, застывает в своем консерватизме, а люди другого сорта пытаются догнать время. И так как они не могут понять его, то за выражение времени обыкновенно принимают моду. Тургенев вывел в своем романе несколько людей, стремящихся поспешать за временем. Это Кукшина и Ситников. В них это стремление выражено очень ярко и однозначно. Базаров говорит с ними обыкновенно пренебрежительным тоном. Труднее ему с Аркадием. Он не настолько глуп и мелочен, как Ситников. В разговоре с отцом и дядей он довольно точно разъяснил им такое сложное понятие, как нигилист. Он хорош уже тем, что не считает Базарова «своим братом». Это сближало Базарова с Аркадием, заставляло относиться к нему мягче, снисходительнее, чем к Кукшиной или к Ситникову. Но и у Аркадия все-таки есть желание схватить что-то в этом новом явлении, как-то приблизиться к нему, и он хватается только за внешние признаки. Аркадий склонен говорить «красиво». Дело не в том, что Базаров не любит говорить красиво, а в том, что «красивые» слова обозначают такие сложные явления, о которых часто и походя говорить просто нельзя. В разговоре с Базаровым об Одинцовой Аркадий опять-таки говорил «красивые», но чужие слова. Базаров это великолепно понимал, и поддерживать такие разговоры он, конечно, не мог. Ему оставалось сказать, что у Одинцовой такие плечи, каких он «не видывал давно». И здесь мы сталкиваемся с одним из важнейших качеств стиля Тургенева. С первых шагов своей литературной деятельности он широко пользовался иронией. В романе «Отцы и дети» он наградил этим качеством одного из своих героев — Базарова, который пользуется ею очень разнообразно: ирония для Базарова — средство отделить себя от человека, которого он не уважает, или «поправить» человека, на которого он еще не махнул рукой. Таковы его иронические выходки с Аркадием. Базаров владеет и еще одним видом иронии — иронией, направленной на самого себя. Он иронически относится и к своим
  7. 7. поступкам, и к своему поведению. Достаточно вспомнить сцену дуэли Базарова с Павлом Петровичем. Он иронизирует тут над Павлом Петровичем, но не менее горько и зло и над самим собой. В такие моменты Базаров выступает во всей силе своего обаяния. Никакого самодовольства, никакой самовлюбленности. Тургенев проводит Базарова по кругам жизненных испытаний, они-то и обнаруживают с настоящей полнотой и объективностью меру правоты и неправоты героя. «Полное и беспощадное отрицание» оказывается оправданным как единственная серьезная попытка изменить мир, покончив с противоречиями. Однако для автора бесспорно и то, что внутренняя логика нигилизма неизбежно ведет к свободе без обязательств, к действию без любви, к поискам без веры. Писатель не находит в нигилизме созидающей творческой силы: те изменения, которые нигилист предусматривает для реально существующих людей, по сути дела, равносильны уничтожению этих людей. И Тургенев рас- крывает противоречия в самой натуре своего героя. Базаров, переживший любовь, страдания, уже не может быть цельным и последовательным разрушителем, безжалостным, непоколебимо самоуверенным, ломающим других просто по праву сильного. Но смириться, подчинив свою жизнь идее самоотречения, или искать утешения в искусстве, в чувстве выполненного долга, в самозабвенной любви к женщине Базаров тоже не может — для этого он слишком зол, слишком горд, слишком необузданно, по-дикому свободен. Единственным возможным разрешением этого противоречия оказывается смерть. Тургенев создал характер, до того полный и внутренне самостоятельный, что художнику оставалось только не погрешить против внутренней логики развития характера. В романе нет ни одной значительной сцены, в которой бы не участвовал Базаров. Из двадцати восьми глав его нет лишь в двух, в то время как некоторые персонажи (Кукшина, Ситников, сановник Колягин, губернатор и др.) появляются лишь эпизодически, а другие (сестры Одинцовы, родители Базарова, Фенечка и др.) на довольно продолжительное время исчезают из поля зрения читателя. Уходит из жизни Базаров, и кончается роман. В одном из писем Тургенев признался, что, когда" писал Базарова, он в конце концов чувствовал к нему не неприязнь, а восхищение. А когда писал сцену смерти Базарова, то рыдал навзрыд. Это не были слезы жалости, это были слезы художника, видевшего трагедию огромного человека, в котором воплотилась часть его собственного идеала. «Отцы и дети» вызывали ожесточенную полемику во всей истории русской литературы XIX века. Да и сам автор с недоумением и горечью
  8. 8. останавливался перед хаосом противоречивых суждений: приветствий врагов и пощечин друзей. В письме к Достоевскому он с огорчением писал: «Никто, кажется, не подозревает, что я попытался в нем представить трагическое лицо — а все толкуют, — зачем он так дурен? или — зачем он так хорош?» Тургенев верил, что его роман послужит делу сплочения общественных сил России, что русское общество прислушается к его предупреждениям. Но мечта о едином и дружном всероссийском культурном слое общества не сбылась. С5. В чем главная причина конфликта Базарова и Павла Петровича в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»? Конфликт отцов и детей является вечной и общечеловеческой проблемой, но в конкретно-исторических условиях он приобретает особые грани. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», написанный в период глубоких исторических перемен, связанных с реформой 1861 года, показывает, что в России этого времени проблема отцов и детей воплотилась в противостоянии старых и новых идейных, общественно- политических и нравственно-философских позиций. С одной стороны, это поколение «отцов», к которому принадлежали дворянские либералы, с другой — идущее ему на смену поколение «детей», то есть новой, демократически настроенной молодежи, отрицавшей все, что было связано со старым миром. Перед нами разворачивается диспут общественно-исторических поколений. Роман «Отцы и дети» обнажает социальный антагонизм позиций демократа, нигилиста Базарова и аристократа, либерала Павла Петро- вича Кирсанова. Программа либералов, главным защитником которой выступает Кирсанов-старший, основана на идеях достоинства и правличности, самоуважения, чести. Нигилист Базаров, провозглашая идею «полного и беспощадного отрицания», считает, что существующий мир должен быть разрушен, чтобы затем провести коренные преобразования. Нигилизм, по мысли Тургенева, бросает вызов не- преходящим ценностям духа и естественным основам жизни, а это не может не вызывать опасения. С этой точки зрения конфликт поколений приобретает совсем иную смысловую окраску. Тургенев показывает не только различия, но и оп- ределенное сходство между героями-антагонистами, обнаруживая раз- рушительные стороны и кирсановского консерватизма, и базаровского нигилизма. С завязкой любовной линии Базаров — Одинцова проблема отцов и детей переходит на нравственно-философский уровень. Преж- него Базарова, убежденного отрицателя «тайн бытия», уже нет. Как и Павел Петрович, тоже потерпевший крах в любви, Базаров погружается в размышления над этими тайнами и также оказывается чужим для
  9. 9. обычной жизни, «лишним человеком». Теперь общественно- исторические позиции героев-антагонистов проверяются вечными цен- ностями: это любовь, дружба, семья, смерть. Тургенев с очевидностью демонстрирует мысль о том, что любые крайности губительны. Утративший все жизненные связи, потерявший дружбу, не сумевший обрести любовь, восстановить истинно сыновьи отношения с родителями, Базаров умирает. В одиночестве доживает свой век и Павел Петрович. Но финал романа открыт: за картиной, рисующей смерть Базарова, следует краткий эпилог, в котором сообщается о том, как устраиваются судьбы других героев. Оказывается, жизнь продолжается там, где нет разрыва между отцами и детьми, где разные поколения находят путь к взаимопониманию. Таковы семьи Аркадия и Кати, Николая Петровича и Фенечки. А значит, извечный конфликт отцов и детей все же может иметь положительное решение. Почему отношения Базарова и Одинцовой закончились трагически? (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети») любовь проверяет человека, а потому любовная линия Базаров — Одинцова очень важна для понимания романа в целом. С момента ее возникновения конкретно-историческая линия развития сюжета преобразуется в нравственно-философскую, на смену идейным спорам приходят вопросы, поставленные самой жизнью, а характер героя становится сложнее и противоречивее. Он, отрицавший романтику любви, сам влюбился романтически, безнадежно. В конфликт вступают его чувства и прежние убеждения, что делает отношения с Одинцовой сложными и подчас болезненными для героя. Красавица Анна Сергеевна Одинцова — натура сильная, глубокая, независимая, наделенная развитым умом, но при этом она холодна и эгоистична. В чем-то она похожа на Базарова: как и он, она свысока относится к другим людям, ощущая свое превосходство над ними. Она единственная в романе верно поняла сложный и противоречивый характер Базарова, по достоинству оценила его, поняла глубину и силу возникшего в нем чувства. Казалось бы, все это могло привести к прочному союзу героев. Ведь оба они, по сути, очень одиноки. Одинцова, как и Базаров, чувствует, что силы ее богатой натуры остаются нереализованными. Но что ждет ее с Базаровым? Сцена объяснения героя в любви по- казывает, что гармонии в их взаимоотношениях нет и быть не может. Недаром Анну Сергеевну так пугает какая-то скрытая, но порой вы- рывающаяся наружу грозная сила, таящаяся в Базарове. Ему хватает мужества признать, что он влюблен, как настоящий романтик, но соз- нание этого вызывает у него самого злость — то ли на себя, то ли на Одинцову. С другой стороны, ей самой не хватает смелости и реши-
  10. 10. мости, чтобы связать с ним свою судьбу. Насыщенной, непредсказуемой, но крайне трудной жизни с этим необыкновенным человеком она предпочитает несколько скучное, но весьма комфортное существование в привычных для нее условиях богатого аристократического круга. В конце романа мы узнаем, что Анна Сергеевна весьма удачно вышла замуж и вполне удовлетворена своей жизнью. Так что ответственность за несложившиеся отношения с Базаровым лежит и на ней. И лишь сцена смерти героя снимает те острые противоречия, которые так наглядно проявились в его любви к Одинцовой. Может быть, только во время последнего свидания с умирающим Базаровым она поняла, что потеряла самое ценное в своей жизни. Он же больше не пытается противостоять своему чувству, и оно выливается в поэтическом признании: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет». Но эта гармония лишь на короткий миг освещает героев, так и не сумевших воплотить ее в жизнь. Можно ли назвать дружбой взаимоотношения Базарова и Аркадия? Тема дружбы — одна из ведущих в русской литературе XIX века. «Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа неразделим и вечен» — так характеризовал А.С. Пушкин настоящую дружбу. Тема дружбы представлена и в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Главный герой романа Евгений Базаров появляется перед читателем вместе со своим другом Аркадием. Кажется, что это единомышленники. Друзья вместе учатся на медицинском факультете университета. Арка- дий боготворит своего товарища, восхищается его прогрессивными взглядами, незаурядным характером и независимым поведением. А Ба- заров из тех людей, кто нуждается в учениках и почитателях. Однако эта дружба оказалась недолговечной. В чем же причина? Базаров и Аркадий — совершенно различные люди. По своим убеждениям Базаров «демократ до конца ногтей». Аркадий попадает под влияние Базарова, хочет быть похожим на него. Базаров в любой обстановке, в любом доме занимается делом — естественными науками, изучением природы и проверкой теоретиче- ских открытий на практике. Аркадий ничем не занимается, из серьезных дел его по-настоящему ни одно не увлекает. Для него главное — уют и покой. Совершенно разные суждения складываются у них в отношении искусства. Базаров отрицает Пушкина, причем необоснованно. Аркадий пытается.доказать ему величие поэта. Базаров ненавидит многих, а у Аркадия нет врагов. Аркадий не может жить без принципов. Этим он очень близок к своему либеральному отцу и Павлу Петровичу. Аркадий
  11. 11. всегда аккуратен, опрятен, хорошо одет, у него аристократические манеры. Базаров же не считает нужным соблюдать правила хорошего тона, столь важные в дворянском быту. Это сказывается во всех его по- ступках, привычках, манерах, особенностях речи. Развитие отношений между Базаровым и Аркадием перерастает в конфликт. Взгляды Базарова не становятся органической частью ми- ровоззрения Аркадия, поэтому он так легко от них отказывается. «Ваш брат дворянин, — говорит Базаров Аркадию, — дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь — и уж воображаете себя молодцами, — а мы драться хотим». С Аркадием Базаров расходится в главном — в представлении о жизни, о назначении человека. Базаров и Аркадий прощаются навсегда. Базаров расстается с Ар- кадием, не сказав ему ни одного дружеского слова. Базаров говорит, что у него для Аркадия другие слова, но высказать их — для Базарова романтизм. Их взаимоотношения нельзя назвать дружбой, потому что дружба невозможна без взаимопонимания, дружба не может быть основана на подчинении одного другому. «Отношение Базарова к своему товарищу бросает яркую полосу света на его характер; у Базарова нет друга, по- тому что он не встретил еще человека, который бы не спасовал перед ним. Личность Базарова замыкается в самой себе, потому что вне ее и вокруг нее почти нет вовсе родственных ей элементов» (Д. Писарев) — вот главное в разногласиях героев. Почему любовь «сильных личностей» в романе «Отцы и дети» несчастлива? Тема любви — центральная в творчестве И.С. Тургенева. Все герои писателя проходят своеобразное «испытание любовью». В романе «Отцы и дети» у каждого героя есть своя история любви. Очень интересна история любви Павла Петровича Кирсанова к княгине Р. На первый взгляд этот сюжет лишь объясняет нынешнее состояние Павла Петровича. Но стоит немного приглядеться, и стано- вится ясно, насколько эта история символична. Мы вдруг замечаем, что по живости изображения, по авторскому отношению образ княгини Р. можно сравнить лишь с Анной Сергеевной Одинцовой. Но, проведя одну параллель, мы обнаруживаем, насколько эти образы вообще схожи между собой. У них одинаковый стиль жизни — если во второй половине жизни княгиня «плачет и молится», то Одинцова тоже в деревне из богатой, довольно неприступной дамы вдруг превращается в обычную уставшую
  12. 12. от жизни и очень несчастную женщину. Даже семейное положение у них похоже — тихий и спокойный брак с нелюбимым человеком у княгини и точно такая же тихая жизнь сначала с мужем, потом во вдовстве у Одинцовой. Но главное — это ореол таинственности. Княгиня вела «странную жизнь», Анна Сергеевна была «довольно странное существо». Сравнивая Одинцову с княгиней Р., мы не можем не сопоставить и влюбленных в них мужчин — Павла Петровича и Базарова. Возникает некая незримая связь между непримиримыми врагами, и различия в убеждениях, в привычках становятся поверхностными, несерьезными, когда человек попадает во власть природы. Действительно, Базаров, узнав историю Павла Петровича, становится в отношении к нему мягче, больше не препирается с ним, даже жалеет его, полюбив Анну Одинцову. Но самая непонятная параллель с историей княгини Р. обнаружива- ется в истории с Фенечкой. Сам Павел Петрович сравнивает между со- бой этих двух совершенно непохожих женщин. Сравнение это лишний раз доказывает, что Павел Петрович до сих пор любит княгиню. История несостоявшейся любви Павла Петровича и княгини Р. играет значительную роль в романе, являясь своеобразным связующим моментом для изображения сложностей и разного рода изломов в судьбе человека. В начале романа главный герой Базаров изображен как нигилист, человек, «который не склоняется ни перед какими авторитетами, ко- торый не принимает ни одного принципа на веру», для которого ро- мантизм — это чушь и блажь: «Базаров признает только то, что можно ощупать руками, увидеть глазами, положить на язык, словом, только то, что можно освидетельствовать одним из пяти чувств». Поэтому душевные страдания он считает недостойными настоящего мужчины, высокие стремления — надуманными и нелепыми. И этот человек, отрицающий все и вся, влюбляется в Анну Сергеевну Одинцову, богатую вдову, умную и загадочную женщину. Сначала главный герой гонит от себя это романтическое чувство, прикрываясь грубым цинизмом. Однако вскоре все больше понимает, что испытывает какое-то чувство к Анне Сергеевне, но это не сходится с его убе- ждениями, ведь любовь для него — это «белиберда, непростительная дурь», болезнь. В душе Базарова бушуют сомнения и злость, чувство к Одинцовой мучает и бесит его, но все-таки он мечтает об ответной любви. Перед смертью Базаров откидывает все сомнения и убеждения и посылает за Одинцовой.
  13. 13. Можно определить позицию автора в романе «Отцы и дети» — любовь не бывает счастливой, если она настоящая, сильная. Такой любви почти всегда уготован невеселый конец — утрата, разлад, расставание, смерть. В чем заключается принцип «тайного психологизма» И.С. Тургенева? (по роману «Отцы и дети») Одним из проявлений таланта Тургенева явилось, изобретение своего собственного метода описания психологического состояния героя, который позже получил название «тайного психологизма». Иван Сергеевич Тургенев был убежден, что любой писатель, создавая свое произведение, должен быть в первую очередь психологом, изображая душевное состояние своих героев и проникая в святые глубины их внутреннего состояния, их чувств и переживаний. Так, например, мы знаем, что Тургенев во время работы над романом вел дневник от лица своего героя — Базарова. Таким образом, писатель мог намного глубже передать его ощущения, потому что, ведя дневник, автор на время как бы «превращался» в Базарова и пытался вызвать в себе те мысли и чувства, которые мог бы переживать и герой. Однако в то же время писатель считал, что читателю не стоит рассказывать подробно о процессе зарождения и развития в герое чувств и переживаний, что нужно описывать только внешние проявления их. Тогда автор не наскучит читателю (как сказал Тургенев, «лучший способ поскучать — это все сказать»). Иначе говоря, писатель поставил перед собой цель не столько растолковать сущность психологических состояний своих персонажей, сколько описать эти состояния, показать их «внешнюю» сторону. В этом смысле характерно развитие состояния Аркадия перед отъездом из Никольского. Сначала Тургенев показывает ход мыслей Аркадия, то, что он думает. Потом у героя появляется какое-то смутное чувство (автор нам это чувство до конца не растолковывает, он просто его упоминает). Еще через некоторое время происходит осознание Аркадием этого чувства. Он думает об Анне Одинцовой, но постепенно его воображение рисует ему другой образ — Катю. И наконец, на подушку падает слеза Аркадия. При этом Тургенев никак не комментирует все эти переживания Аркадия — он их просто описывает. Так, например, читатели сами должны догадаться, почему вместо Анны Сергеевны Аркадий в своем воображении видит Катю и почему в этот момент на его подушку капает слеза. Иван Сергеевич Тургенев, описывая «содержание» переживаний своего героя, никогда ничего не утверждает. Он все описывает в виде предположений. Об этом говорят, например, многочисленные
  14. 14. авторские ремарки («возможно», «может быть», «должно быть»). Иначе говоря, автор опять же предоставляет читателю право самому догадать- ся, что происходит внутри героя. Также весьма распространенный прием Тургенева при изображении душевного состояния героя — это умолчание. Показывается только действие героя, которое вообще никак не комментируется. Просто констатируется факт. Так, например, после объяснения с Одинцовой Базаров уходит в лес и возвращается только спустя несколько часов весь грязный. С мокрыми от росы сапогами, взъерошенный и угрюмый. Тут уж нам самим приходится догадываться, что чувствовал герой, когда бродил по лесу, о чем он думал и что переживал. В заключение стоит сказать, что принцип тайного психологизма делает роман «Отцы и дети» чрезвычайно увлекательным. Читатель как бы сам становится действующим лицом романа, он как бы втянут в действие. Автор не дает читателю заснуть, постоянно дает ему пищу для размышления. Прочитать роман, не думая, практически невозможно. Постоянно приходится так или иначе трактовать героев. Также можно сказать, что отчасти именно этот принцип делает роман сравнительно небольшим по размеру, что также облегчает его прочтение. Иначе говоря, автору удается за счет своего изобретения сказать многое кратко. Тест. Однажды они как-то долго замешкались; Николай Петрович вышел к ним навстречу в сад и, по- равнявшись с беседкой, вдруг услышал быстрые шаги и голоса обоих молодыхлюдей. Они шли по ту сторонубеседкии не моглиего видеть. – Ты отца недостаточно знаешь, – говорилАркадий. Николай Петрович притаился. – Твой отец добрый малый, – промолвил Базаров, – но он человек отставной, его песенка спета. Николай Петрович приник ухом... Аркадий ничего не отвечал.
  15. 15. «Отставной человек» постоял минуты две неподвижно и медленно поплёлся домой. – Третьего дня, я смотрю, он читает, – продолжал между тем Базаров. – Растолкуй ему, пожалуйста, что это никуда не годится. Ведь он не мальчик: пора бросить эту ерунду. И охота же быть романтиком в нынешнее время! Дай ему что-нибудь дельноепочитать. – Что бы ему дать? – спросилАркадий. – Да, я думаю, Бюхнерово “Stoffund Kraft” на первый случай. – Я сам так думаю, – заметил одобрительно Аркадий. – “Stoff und Kraft” написано популярным языком... – Вот как мы с тобой, – говорил в тот же день после обеда Николай Петрович своему брату, сидя у него в кабинете, – в отставные люди попали, песенка наша спета. Что ж? Может быть, Базаров и прав; но мне, признаюсь, одно больно: я надеялся именно теперь тесно и дружески сойтись с Аркадием, а выходит, что я остался назади, он ушёл вперёд, и понять мы друг другане можем. – Да почему он ушёл вперёд? И чем он от нас так уж очень отличается? – с нетерпением воскликнул Павел Петрович. – Это всё ему в голову синьор этот вбил, этот. Ненавижу я этого лекаришку; по-моему, он просто шарлатан; я уверен, что со всеми своимилягушками он и в физике недалеко ушёл. – Нет, брат, ты этого не говори:Базаров умён и знающ. – И самолюбие какое противное, – перебил опять Павел Петрович. – Да, – заметил Николай Петрович, – он самолюбив. Но без этого, видно, нельзя; только вот чего я в толк не возьму. Кажется, я всё делаю, чтобы не отстать от века: крестьян устроил, ферму завёл, так что даже меня во всей губернии красным величают; читаю, учусь, вообще стараюсь стать в уровень с современными требованиями, – а они говорят, что песенка моя спета. Да что, брат, я сам начинаю думать, что она точно спета. – Это почему? – А вот почему. Сегодня я сижу да читаю...помнится, “Цыгане” мне попались... Вдруг Аркадий подходит ко мне и молча, с этаким ласковым сожалением на лице, тихонько, как у ребёнка, отнял у меня книгу и положил передо мной другую, немецкую... улыбнулся, и ушёл, и унёс. – Вот как! Какую же он книгу тебе дал? – Вот эту. И Николай Петрович вынул из заднего кармана сюртука пресловутую брошюруБюхнера, девятого издания. Павел Петрович повертел её в руках. – Гм! – промычал он. – Аркадий Николаевич заботится о твоём воспитании. Что ж, ты пробовалчитать? – Пробовал. – Ну и что же? – Либо я глуп, либо это всё – вздор. Должно быть, я глуп. – Да ты по-немецки не забыл? – спросилПавел Петрович. – Я по-немецки понимаю.
  16. 16. Павел Петрович опять повертел книгу в руках и исподлобья взглянул на брата. Оба помолчали. <…> – Да, брат; видно, пора гроб заказывать и ручки складывать крестом на груди, – заметил со вздохом Николай Петрович. – Ну, я так скоро не сдамся, – пробормотал его брат. – У нас ещё будет схватка с этим лекарем, я это предчувствую. И.С. Тургенев. «Отцы и дети» В1. К какому жанру принадлежит произведение, отрывок из которого приведён выше? В2. Три персонажа из четырех, действующих в отрывке, принадлежат к однойсемье. Укажите их фамилию. В3. В тексте сделан пропуск на месте слова, которое образовано от латинского «ничто», «ничего» и обозначает человека, отрицающего существующий порядок, традиции, устои. Оно является одним из ключевых слов произведения. Запишите это слово. В4. В приведённом фрагменте четыре раза (один раз в речи Базарова и три – в речи Николая Петровича) встречается предложение-фразеологизм, значение которого в словаре истолковано так: «чья-нибудь жизнь, успехи, деятельность заканчиваются или закончились».Запишите его. В5. Как называется острое столкновение характеров в литературном произведении, лежащее в основедействия, определяющее ход сюжета? В6. В приведённом отрывке мы слышим два разговора. Сначала об «отцах» разговаривают «дети», потом о «детях» – «отцы». Как называется разговор двух действующих лиц между собой? В7. Вставьте вместо пропусков, отмеченных цифрами, фамилию поэта, о котором герои «Отцов и детей» будут неоднократно говорить на протяжении всего романа (одно из его произведений названо в приведённом отрывке). Фамилию запишите в именительном падеже. С1. Можно ли на основании этого отрывка говорить о разнице характеров Николая Петровича и Павла Петровича? С2. В каких ещё произведениях русской литературы поднимается тема конфликта поколений и как эти произведения перекликаются с «Отцами и детьми»? ОТВЕТЫ И КОММЕНТАРИИ
  17. 17. B1 роман B2 Кирсановы B3 нигилист B4 песенка спета B5 конфликт B6 диалог B7 Пушкин С1. Николай Петрович и Павел Петрович – братья, достаточно близкие друг другу люди. Однако у них разные характеры – и в приведённом диалоге эта разница выявилась. Николай Петрович более мягок, он готов признать правоту другого, настроен на диалог (и со своим сыном, и с его другом Базаровым). Главная его забота – не потерять контакт с Аркадием (поэтому он так «приник ухом», ожидая реакции сына на слова Базарова об «отставном человеке» и «спетой песенке», поэтому так опечалился, когда никакой реакции не последовало) и молодым поколением вообще. Его охватывает грусть от мысли, что между поколениями отцов и детей возникает пропасть; одновременно онпонимает, что такое положение вещей неизбежно. Павел Петрович, наоборот, убеждён в своей правоте. Именно поэтому он «нетерпеливо восклицает» в ответ на элегические реплики брата, ругает Базарова («лекаришка», «ненавижу», «шарлатан», «самолюбие какое противное» -- таких слов у Николая Петровича не встретишь). Именно поэтому он не намерен смиряться и рвётся в бой (см. его последнюю реплику). С2. Тема конфликта поколений поднимается во многих программных произведениях: например, в комедии Д.Фонвизина «Недоросль», повести А.Пушкина «Капитанская дочка», комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», драме А.Островского «Гроза», романе Л.Толстого «Война и мир» и др. Красивый ход – обратиться к пушкинским «Цыганам», упомянутым в отрывке. Тест. Молодые люди вошли. Комната, в которой они очутились, походила скорее на рабочий кабинет, чем на гостиную. Бумаги, письма, толстые нумера русских журналов, большею частью неразрезанные, валялись по запылённым столам; везде белели разбросанные окурки папирос. На кожаном диване полулежала дама, ещё молодая, белокурая, несколько растрёпанная, в шёлковом, не совсем опрятном, платье, с крупными браслетами на коротеньких руках и кружевною косынкой на голове. Она встала с дивана и, небрежно натягивая себе на плечи бархатную шубку на пожелтелом горностаевом меху, лениво промолвила: «Здравствуйте, Victor», – и пожала Ситникову руку.
  18. 18. – Базаров, Кирсанов, – проговорилонотрывисто,в подражание Базарову. – Милости просим, – отвечала и, уставив на Базарова свои круглые глаза, между которыми сиротливо краснел крошечный вздёрнутый носик, прибавила: – Я вас знаю, – и пожала ему руку тоже. Базаров поморщился. В маленькой и невзрачной фигурке эманципированной женщины не было ничего безобразного; но выражение её лица неприятно действовало на зрителя. Невольно хотелось спросить у ней: «Что ты, голодна? Или скучаешь? Или робеешь? Чего ты пружишься?» И у ней, как у Ситникова, вечно скребло на душе. Она говорила и двигалась очень развязно и в то же время неловко: она, очевидно, сама себя считала за добродушное и простое существо, и между тем что бы она ни делала, вам постоянно казалось, что она именно это-то и не хотела сделать; всё у ней выходило, как дети говорят – нарочно, то есть не просто, не естественно. – Да, да, я знаю вас, Базаров, – повторила она. (За ней водилась привычка, свойственная многим провинциальным и московским дамам, – с первого дня знакомствазвать мужчин по фамилии.) – Хотите сигару? – Сигарку сигаркой, – подхватил Ситников, который успел развалиться в креслах и задрать ногу кверху, – а дайте-ка нам позавтракать, мы голодны ужасно; да велите нам воздвигнуть бутылочкушампанского. – Сибарит, – промолвила Евдоксия и засмеялась. (Когда она смеялась, её верхняя десна обнажалась над зубами.)– Не правда ли, Базаров, он сибарит? – Я люблю комфорт жизни, – произнёс с важностию Ситников. – Это не мешает мне быть либералом. – Нет, это мешает, мешает! – воскликнула Евдоксия и приказала, однако, своей прислужнице распорядиться и насчёт завтрака, и насчёт шампанского. – Как вы об этом думаете? – прибавила она, обращаясь к Базарову. – Я уверена, вы разделяете моё мнение. И.С. Тургенев. «Отцы и дети» В1. К какому жанру принадлежит произведение, отрывок из которого приведён выше? В2. Вставьте вместо пропуска фамилию героини, в доме которой происходит действие отрывка. В3. Выпишите из текста словосочетание, которым иронически обозначается героиня. В4. Как называется изображение в произведениях литературы (и шире – искусства)внешности героя, его лица, мимики, жестов, одежды? В5. Как называется изображение внутреннего пространства помещения, которое часто предпринимается с целью дополнительно охарактеризовать героя?
  19. 19. В6. Как называется изобразительная подробность, с помощью которой автор создаёт художественный образ (крошечный вздёрнутый носик; неразрезанныежурналы и т.п.)? В7. В описании героини чувствуется едкая авторская насмешка. Как называется такой вид комическогоизображения? С1. Почему Базаров, несмотря на постоянно обращаемые к нему вопросы, не стремится участвовать в разговоре? С2. Какие второстепенные герои других литературных произведений могут прийти на память при знакомствес Ситниковым и его «подругой»ипочему? ОТВЕТЫ И КОММЕНТАРИИ B1 роман B2 Кукшина B3 эманципированная женщина B4 портрет B5 интерьер B6 деталь; художественная деталь B7 сарказм С1. Базаров относится к Ситникову и Кукшиной с презрением – в этом причина его нежелания участвовать в разговоре. Они перенимают внешние признаки моды на нигилизм, стремятся разыгрывать из себя передовых людей, являясь на самом деле мелкими и заурядными. Для Базарова с его огромным самомнением и острым умом такие люди неинтересны. Он приходит к Кукшиной с целью, которую не скрывает, – позавтракать и выпить шампанского. Для Ситникова же и Кукшиной внимание Базарова лестно, они стараются завоевать его расположение (поэтому много говорят), он для них авторитет и учитель. Ситников и Кукшина, с одной стороны, оттеняют личность Базарова своей пустотой. С другой стороны, они – его двойники, свита, сопровождающая его идеи, ученики; они бросают сатирический отблеск и на самого Базарова, и на его учение. С2. В классической литературе есть герои-двойники или герои, искажающие идею главного героя (Чацкий – Репетилов, Печорин – Грушницкий, Раскольников – Лужин – Свидригайлов и т.п.). Двойники Раскольникова — это, прежде всего, Лужин и Свидригайлов. Для них «вседозволено», хотя и по разным причинам.
  20. 20. Свидригайлов поставилсебя вне морали, у него нет мук совести, и, в отличие от Раскольникова, онне понимает, что его действия и поступки безнравственны. Так, например, в различныхинтерпретациях повторяются слухи о причастностиСвидригайловак нескольким преступлениям. Характерно, что Свидригайлов находит между собойи Раскольниковым «какую-то общую точку», говоритРаскольникову:«Мы одного поля ягоды». Свидригайлов воплощает в себе одну из возможностейпретворения в жизнь идеи главного героя. ВседозволенностьСвидригайловастановитсястрашна в конце концов и Раскольникову. Свидригайлов страшени самомусебе. Он лишает себя жизни. Двойником Раскольниковаявляется и Петр Петрович Лужин. Идея Лужина состоитв том, что возлюбить прежде всех надо самого себя, «ибо всена свете на личном интересе основано». По мысли Раскольникова, из лужинской теории вытекает, что и «людей можно резать» ради собственнойвыгоды. Образ Петра Петровича Лужина служит живым примером того, к чему мог бы прийти Раскольников, постепенно осуществляя свойпринципвсесилия и могущества, «бонапартизма».Различиемежду Раскольниковым иЛужиным состоитв том, что взгляды Раскольниковасформировались какрезультат решения гуманистическихзадач, а взгляды его двойникаслужат оправданием крайнего себялюбия, основаны на расчетеи выгоде. Такой прием, как созданиесистем двойников, используется авторомдля раскрытия образаРаскольникова,всестороннегоанализа и развенчания его теории. Двойниками Печорина (М. Лермонтов. «Геройнашего времени») можно назвать Грушницкого, Вернера, Вулича. Молодойюнкер является своеобразнойпародиейна главного героя романа. Оба героя постоянно играют в чувства, переживания, играют в саму жизнь. Печоринтакже циничен, холоден, отстранен от окружающей жизни, как и Вернер. Но, в отличие от Вернера, Печоринболее глубоки сложен. Он совершенно безразличенк своейжизни, как и к жизни других людей. Вернер больше претворяется циником, чем является им. Цинизм же Печорина – это его внутренняя философия, рожденная в глубоких и мучительных раздумьяхо смыслежизни, о месте человека в этом мире. Печорин такой же фаталист, как и Вулич. Но если Вулич отдается на волю рока, то Печоринжелает сам управлять своейсудьбой. На протяжениивсей своейжизни он борется с фатумом.
  21. 21. Тест. Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания B1- B7; C1-С2. Павел Петрович вышел, а Базаров постоял перед дверью и вдруг воскликнул: «Фу ты, черт! как красиво и как глупо! Экую мы комедию отломали! Ученые собаки так на задних лапах танцуют. А отказать было невозможно; ведь он меня, чего доброго, ударил бы, и тогда... (Базаров побледнел при одной этой мысли; вся его гордость так и поднялась на дыбы.) Тогда пришлось бы задушить его, как котенка». Он возвратилсяк своему микроскопу, но сердце у него расшевелилось, и спокойствие, необходимое для наблюдений, исчезло. «Он нас увидел сегодня, — думал он, — но неужели ж это он за брата так вступился? Да и что за важность поцелуй? Тут что-нибудь другое есть. Ба! да не влюблен ли он сам? Разумеется, влюблен; это ясно как день. Какой переплет, подумаешь!.. Скверно! — решил он наконец, — скверно, с какой стороны ни посмотри. Во-первых, надо будет подставлять лоб и во всяком случае уехать; а тут Аркадий... и эта божья коровка, Николай Петрович. Скверно, скверно». День прошел как-то особенно тихо и вяло. Фенечки словно на свете не бывало; она сидела в своей комнатке, как мышонок в норке. Николай Петрович имел вид озабоченный. Ему донесли, что в его пшенице, на которую он особенно надеялся, показалась головня. Павел Петрович подавлял всех, даже Прокофьича, своею леденящею вежливостью. Базаров начал было письмо к отцу, да разорвал его и бросил под стол. «Умру, — подумал он, — узнают; да я не умру. Нет, я еще долго на свете маячить буду». Он велел Петру прийти к нему на следующий день чуть свет для важного дела; Петр вообразил, что он хочет взять его с собой в Петербург. Базаров лег поздно, и всю ночь его мучили беспорядочные сны... Одинцова кружилась перед ним, она же была его мать, за ней ходила кошечка с черными усиками, и эта кошечка была Фенечка; а Павел Петрович представлялся ему большим лесом, с которым он все-таки должен был драться. Петр разбудил его в четыре часа; он тотчас оделся и вышел с ним. И.С. Тургенев, «Отцы и дети». При выполнении заданий В1-В7 запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек. B1 Каков жанр произведения, из которого взят фрагмент? Ответ: B2 Какому событию в жизни Базарова и Павла Петровича непосредственно предшествует данный эпизод? Ответ:
  22. 22. ВЗ Установите соответствие между тремя персонажами, фигурирующими (упоминающимися) в данном фрагменте, и присущими им качествами личности. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПЕРСОНАЖИ КАЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ А) Евгений Базаров 1) мягкость, поэтичность Б) Павел Петрович 2) гордость, вспыльчивость В) Николай Петрович 3) неуверенность, тщеславие 4) «самоломанность», цинизм Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков. Ответ: B4 Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПЕРСОНАЖИ ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА А) Евгений Базаров 1) отправляетсяпо делам в Москву Б) Павел Петрович 2) женится на Кате В) Николай Петрович 3) умирает от заражения крови 4) женится на Фенечке Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков. Ответ: B5 Как в литературоведении называют прием, заключающийся в прямом воспроизведении мыслей и переживаний персонажа (например: «Он нас увидел сегодня, — думал он...»,«Умру, — подумал он...»)? Ответ: B6 Какой художественный прием использует И.С. Тургенев для изображения состояния Фенечки во втором абзаце фрагмента? Ответ: B7 Как называется одна из форм иносказания, в которой конкретный образ используется для выражения отвлеченного понятия или состояния (сон
  23. 23. Базарова: образы «кошечки», «леса»)? B1 роман B2 дуэль B3 421 B4 314 B5 внутренниймонолог B6 сравнение B7 аллегория С1. Какие средства психологической характеристики и с какой целью используются Тургеневымв данномфрагменте? С2. В чем особенность психологизма Тургенева и кто из русских классиков близок ему по способам изображения личности героя? Психологизм Тургенева заключается в том, что он показывает читателю мысли Базарова, описывает его сон, который передает скрытые чувства и переживания героя. Мы видим день как будто глазами Базарова, который подмечает, что «Фенечки словно на свете не бывало», «Павел Петрович подавлял всех».Евгений является «психологом», который анализирует свои и чужие поступки. Подобные способы изображения героев использовал А.С.Пушкин. Например, в романе в стихах «Евгений Онегин» писатель передает нам мысли и чувства Онегина в его письме. Это помогает читателю понять героя. М.Ю.Лермонтов в романе «Геройнашего времени» близокТургеневу по способам изображения личностигероя. Печоринанализирует себя и других людей, он «играет» с обществом. Для раскрытия внутреннего мира главного героя большая часть произведения написана в жанре дневника. Часть 1 Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания B1- B7; C1-С2. — Угодно вам заряжать? — спросил Павел Петрович, вынимая из ящика пистолеты. — Нет; заряжайте вы, а я шаги отмеривать стану. Ноги у меня длиннее, — прибавил Базаров с усмешкой. — Раз, два, три... — Евгений Васильич, — с трудом пролепетал Петр (он дрожал, как в лихорадке), — воля ваша, я отойду. — Четыре... пять... Отойди, братец, отойди; можешь даже за дерево стать и уши заткнуть, только глаз не закрывай; а повалитсякто, беги подымать. Шесть... семь... восемь... — Базаров остановился. — Довольно? — промолвил он, обращаясь к Павлу Петровичу, — или еще два шага накинуть?
  24. 24. — Как угодно, — проговорил тот, заколачивая вторую пулю. — Ну, накинемеще два шага. — Базаров провел носком сапога черту по земле. — Вот и барьер. А кстати: на сколько шагов каждому из нас от барьера отойти? Это тоже важный вопрос. Вчера об этом не было дискуссии. — Я полагаю, на десять, — ответил Павел Петрович, подавая Базарову оба пистолета. — Соблаговолите выбрать. — Соблаговоляю. А согласитесь, Павел Петрович, что поединок наш необычаен до смешного. Вы посмотрите только на физиономию нашего секунданта. — Вам все желательно шутить, — ответил Павел Петрович. — Я не отрицаю странности нашего поединка, но я считаю долгом предупредить вас, что я намерен драться серьезно. A bon entendeur, salut!1 — О! я не сомневаюсь в том, что мы решились истреблять друг друга; но почему же не посмеяться и не соединить utile dulci?2 Так-то: вы мне по- французски, а я вам по-латыни. — Я буду драться серьезно, — повторил Павел Петрович и отправился на свое место. Базаров, с своей стороны, отсчитал десять шагов от барьера и остановился. — Вы готовы? — спросил Павел Петрович. — Совершенно. — Можем сходиться. Базаров тихонько двинулся вперед, и Павел Петрович пошел на него, заложив левую руку в карман и постепенно поднимая дуло пистолета... «Он мне прямо в нос целит, — подумал Базаров, — и как щурится старательно, разбойник! Однако это неприятное ощущение. Стану смотреть на цепочку его часов...» Что- то резко зыкнуло около самого уха Базарова, и в то же мгновенье раздался выстрел. «Слышал, стало быть ничего», — успело мелькнуть в его голове. Он ступил еще раз и, не целясь, подавил пружинку. Павел Петрович дрогнул слегка и хватился рукою за ляжку. Струйка крови потекла по его белым панталонам. Базаров бросил пистолет в сторону и приблизился к своему противнику. — Вы ранены? — промолвил он. — Вы имели право подозвать меня к барьеру, — проговорил Павел Петрович, — а это пустяки. По условию каждый имеет еще по одному выстрелу. — Ну, извините, это до другого раза, — отвечал Базаров и обхватил Павла Петровича, который начинал бледнеть. — Теперь я уже не дуэлист, а доктор и прежде всего должен осмотреть вашу рану. Петр! поди сюда, Петр! куда ты спрятался? — Все это вздор... Я не нуждаюсь ни в чьей помощи, — промолвил с расстановкой Павел Петрович, — и... надо... опять... — Он хотел было дернуть себя за ус, но рука его ослабела, глаза закатились, и он лишился чувств. — Вот новость! Обморок! С чего бы! — невольно воскликнул Базаров, опуская Павла Петровича на траву. — Посмотрим, что за штука? — Он вынул платок, отер кровь, пощупал вокруг раны... — Кость цела, — бормотал он сквозь зубы, — пуля прошла неглубоко насквозь, один мускул,
  25. 25. vastus externus3, задет. Хоть пляши через три недели!.. А обморок! Ох, уж эти мне нервные люди! Вишь, кожа-то какая тонкая. — Убиты-с? — прошелестел за его спиной трепетный голос Петра. Базаров оглянулся. — Ступай за водой поскорее, братец, а он нас с тобой еще переживет. Базаров встряхнул Петра за ворот и послал его за дрожками. 1 Имеющий уши да слышит! (франц.). 2 Полезное с приятным (лат.). 3 Широкая мышца бедра. (И.С. Тургенев, «Отцы и дети».) При выполнении заданий В1-В7 запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек. B1 Назовите литературное направление, основные принципы которого нашли воплощение в творчестве И.С. Тургенева. Ответ: B2 Памяти какого известного русского критика посвятил И.С. Тургенев роман «Отцы и дети»? Ответ: ВЗ Как называется форма развернутого высказываниягероя, обращенного к самому себе: «Он мне прямо в нос цели, - подумал Базаров, - и как щурится старательно, разбойник! Однако это неприятное ощущение…»? Ответ: B4 К какому известному в литературоведении социально-психологическому типу традиционно относят образ Павла Петровича Кирсанова? Ответ: B5 Каким термином называют острое столкновение взглядов и идейных позиций героев, лежащее в основе развития сюжета? Ответ: B6 Как называется выразительная подробность, при помощи которой писатель создает художественные образы героев («белые панталоны» Павла Петровича, «сапоги» Базарова)?
Recommended
  • Все для подготовки к ЕГЭ по роману Л.Н.Толстого "Война и мир"

    Roman-13

  • Все для подготовке к ЕГЭ по драме Островского "Гроза"

    Roman-13

  • Все для подготовки к ЕГЭ по роману Ф.И.Достоевского "Преступление и наказание"

    Roman-13

  • Все для подготовки к ЕГЭ по творчеству И.А.Гончарова

    Roman-13

  • Все для подготовке к ЕГЭ по поэзии Ф.И.Тютчева

    Roman-13

  • Все для подготовки к ЕГЭ по творчеству Н.А.Некрасова

    Roman-13

  • Все к ЕГЭ по творчеству М.А.Булгакова

    Roman-13

  • Все о романе "Евгений Онегин". (Теория, тесты, сочинения.)

    Roman-13

  • Все для подготовки к ЕГЭ по творчеству А.П.Чехова

    Roman-13

  • Все для ЕГЭ по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"

    Roman-13

LinkedIn Corporation © 2017

×

Public clipboards featuring this slide

No public clipboards found for this slide

Select another clipboard

×

Looks like you’ve clipped this slide to already.

Create a clipboard

You just clipped your first slide!

Clipping is a handy way to collect important slides you want to go back to later. Now customize the name of a clipboard to store your clips.

Name

Description

Visibility

Others can see my Clipboard



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Как сделать ковер своими руками - из пряжи и старых вещей Как вязать шерстяной носок спицами

Делали пластика нюша Вязание для начинающих Видеоуроки и другое ВКонтакте
Делали пластика нюша Печь Бубафоня и котел Стропува: как сделать своими руками
Делали пластика нюша Игры Пони чудесное развлечение для всех девочек!
Делали пластика нюша Мелкие волдыри на пальцах рук. Что это может быть? мелкие
Делали пластика нюша Tor Browser. Тор Браузер (Лук) скачать бесплатно на русском
Делали пластика нюша Дует из вентиляции в туалете: нарушения в устройстве
Делали пластика нюша Какое подсолнечное масло полезней и в чем заключается его
Делали пластика нюша Почти все о кормлении попугаев. Чем кормить попугая
Купить наборы для вышивки крестом магазин рукоделия Отношения между Россией и США становятся очень ВЫБЕРИ СЕБЕ СТАТУС статусы, цитаты, фразы, мысли Книга: Ножны 29 солнечный день - Магнитиза

Похожие новости